Глава Европейского инвестиционного банка Вернер Хойер сомневается, сможет ли Европейский союз выполнить свое обещание сохранить ядерную сделку с Ираном. Дело в том, что банк не может инвестировать в Иран, как это предполагал ЕС. Как отмечает Radio Free Europe в материале European Bank Throws Doubt On EU Plan To Salvage Iran Nuclear Deal, Хойер поддерживает усилия ЕС по сохранению соглашения 2015 года после решения США выйти из него, но называет Иран местом, ”где мы не можем играть активную роль”.
”Нет европейского банка, который в настоящее время способен вести дела в Иране или вместе с ним, - сказал Хойер журналистам в Брюсселе. - Мы должны принять к сведению тот факт, что будем рисковать бизнес-моделью банка, если станем проводить активные операции в Иране”.
Банковское кредитование в Иране было центральным пунктом плана ЕС по сохранению инвестиционных вливаний в страну, ввиду того что Соединенные Штаты перекрывают доступ Тегерана к финансовой системе США посредством санкций, которые будут введены в ближайшее время. Но, по словам Хойера, некоммерческий кредитор опасается, что любые сделки с Ираном поставят под угрозу способность банка получать деньги на американских рынках, а если связь с Соединенными Штатами будет потеряна, это приведет к серьезным последствиям для банковских операций.
Хойер отметил, что объем непогашенных государственных облигационных займов банка составляет 500 млрд евро ($581 млрд), которые должны постоянно реструктуризироваться и рефинансироваться на мировых рынках.
Иран призвал европейские державы предоставить гарантии, что экономика страны будет по-прежнему выигрывать от ядерного соглашения, предупредив, что выйдет из сделки, если не сможет продолжать пользоваться всеми преимуществами.
Хотя эксперты заявляют, что страна продолжает соблюдать условия соглашения, несмотря на выход США, 18 июля Иран объявил, что продолжает приобретать уран и близок к завершению строительства завода, где может быть создано еще больше центрифуг для обогащения урана. Между тем, ядерная сделка требует от Ирана ограничения деятельности по обогащению урана в обмен на освобождение от глобальных санкций.
Другие стороны, подписавшие соглашение - Европейский союз, Китай и Россия - работают над тем, чтобы спасти соглашение и не допустить создания Тегераном ядерного оружия.
Кредитование от Европейского инвестиционного банка было ключевым условием плана ЕС по компенсации Тегерану за сокращение бизнес-операций, которое происходит в результате надвигающихся санкций США.
Другие положения плана ЕС включают меры по защите компаний ЕС от повторных санкций США, заверенные государством экспортные гарантии для Ирана и план европейских правительств по осуществлению прямых денежных переводов в Центральный банк Ирана. Но лишь немногие предприятия воспользовались предоставленной европейскими странами системой торговли в евро для того, чтобы сотрудничать с Тегераном.
У нового государственного предприятия Италии, которое гарантирует кредиты компаниям в Иране, Invitalia есть подобная схема, но ни одна компания еще не воспользовалась ею.
В Великобритании сложилась аналогичная ситуация. По данным счетов, британским компаниям, экспортирующим в Иран в 2017-2018 финансовом году, не было предоставлено кредитов ни в фунтах стерлингов, ни в евро.
Должностные лица ЕС надеются, что их блокирующий статут, который вступит в силу в следующем месяце, защитит малый и средний бизнес, работающий в Иране. Статут запрещает любой компании ЕС соблюдать американские санкции и не признает никаких судебных решений, которые предусматривают наказание в США.
Но крупные компании, такие как французский нефтяной гигант Total и автопроизводитель PSA Group, уже объявили, что сворачивают свои операции в Иране до тех пор, пока не получат прямого освобождения от санкций США. ”PSA принял решение в отношении новых санкций США и будет соответствовать американским нормам”, - сказал представитель компании 18 июля.
Очередной удар по усилиям ЕС нанес в этом месяце государственный секретарь США Майк Помпео, который написал комиссару ЕС по внешней политике Федерике Могерини о том, что просьба об освобождении европейских компаний от санкций отклонена. Правда, Могерини заявила 18 июля, что все еще настроена оптимистично: ”Комплекс мер, которые мы вводим в действие, позволяет нам гарантировать, что Иран по-прежнему будет пользоваться экономическими выгодами от реализации соглашения”.